Записки товароведа: «Выбор быстрого протеина».

Буквально в декабре 2013 года, я разместил у себя на сайте материалы от ДЖИМА СТОППАНИ, доктора наук и старшего научного редактора ЖУРНАЛА «FLEX»:

СПРАВОЧНИК ПРОТЕИНОВ. Максимально доступно и квалифицированно. Для ВСЕХ и КАЖДОГО. Часть #1. 

СПРАВОЧНИК ПРОТЕИНОВ. Максимально доступно и квалифицированно. Для ВСЕХ и КАЖДОГО. Часть #2.

Сегодня мой любимый ТОВАРОВЕД СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ на постсоветском пространстве развивает тему, доступным и понятным языком. Кто прочитает - я уверен получит очень нужную информацию, и для размышления и для дальнейших собственных действий.

sport supplement.jpg

Обилие банок на витринах магазинов спортпита сбивает столку неокрепшую душу. Какой, например, выбрать протеин - чтобы он был круче всех «на массу»? Или вот обратная ситуация: ты прочел очередную мышцеподъемную рекламу или что-то такое услышал от приятеля, и теперь тебе нужен только протеин имярек - и больше никакой иной! А ведь все протеины одного класса практически одинаковы. По классам протеины делятся на «быстрые» (чисто сывороточные), «медленные» (казеиновые) и «пролонгированные» (многокомпонентные). Для любителей есть еще протеины соевые, пшеничные и проч. экзотика. Но все-таки львиную долю рынка сейчас занимают молочные протеины, а среди них наиболее продаваемы протеины на основе сывороточного белка - «сывороточные». Кстати, называть их словом «сыворотка» не то чтобы вульгарно - а некорректно, потому что «сывороткой» называют как раз ту «водичку», из которой сывороточный белок отфильтровывают.

С точки зрения товароведа выбор сывороточного протеина («быстрого протеина») должен основываться на нескольких простых принципах:

1) Основной состав протеина должен быть только чисто сывороточным белком. При этом по большому счету не важно, какой именно вид белкового сырья использован - концентрат, изолят или гидролизат, и в каком соотношении они там находятся. Эти тонкости ничтожны для рядового потребителя, если у него все в порядке с переносимостью лактозы (молочного сахара), которой в сывороточном белке тем больше, чем меньше белкаж (процент белка). А количество белка в порции легко регулируется размером порции. Поэтому белкаж можно учитывать только при выборе протеина по самой низкой удельной стоимости грамма белка. Со стоимостью же полный разнобой: грамм белка в дорогом «концентрате» стоит столько же, сколько грамм белка в недорогом «изоляте».

2) Наличие в составе протеина гидролизата сывороточных белков и/или отдельных аминокислот (ВСАА и глютамина) хорошо лишь до тех пор, пока это не влияет на цену протеина. Не забывайте, что ВСАА (три аминокислоты) составляют и в сывороточных белках, и в казеине 20-23%, т.е. одна порция молочного протеина дает минимум 5 г ВСАА! Причем сывороточный белок выдает ВСАА в кровь быстро.

Наличие витаминов в протеине вообще не важно, т.к. качок должен принимать мультикомплексы. Наличие пищеварительных ферментов в сывороточном белке тоже не важно: сывороточный белок в отличие от казеина - глобулярный, т.е. состоит из мелких частиц и поэтому хорошо атакуется пепсинами по всему объему и быстро переваривается. Полезной может оказаться только лактаза (фермент, переваривающий лактозу) - см. предыдущий пункт.

3) Разумно покупать протеин с белкажом не ниже 70-75%. Протеины с белкажом ниже 70% вызывают вопрос: «Почему?», а ниже 50% - это вообще не протеины, а «протеиновая мука», даже если в них указаны иные функциональные компоненты. Протеины выше 85% скорее всего будут «изолятами» и обойдутся дороже. Особого смысла в «изолятах» нет, если у вас нормальные отношения с лактозой, зато лактоза - это быстрый углевод, который усвоению белков не повредит.

4) На последнее место я бы поставил бренд - как символ интегрального показателя качества. Ведь главное - это доверять продукту в том плане, что: а) внутри банки белок действительно только сывороточный, б) белкаж соответствует заявленному, в) бакпоказатели в норме. Доверие к известному бренду определяется его популярностью и конкретными отзывами, а к неизвестному - по некоторым косвенным признакам или по личной симпатии к его этикетке (рекламе). Если, например, о конкретном протеине косяками пошли отзывы, что «желудок был против, подрасстроился» и «с толчка не слезал», то причина, скорее всего, в повышенной обсемененности белка непатогенной микрофлорой, т.е. в плохих бакпоказателях, т.е. в некачественном сырье. Но ведь сегодня сырье у данного протеина некачественное - а завтра снова качественное... Хотя осадочек, конечно, останется...

5) У протеина есть еще вкус. Это дело индивидуальное: одному любой вкус - как с гуся вода, а другой - как принцесса на горошине. Тут приходится рисковать и экспериментровать. Отдельные умельцы, если протеин не пошел, дают объявления на тему «продам недоед», но обычно приходится давиться или отдавать в хорошие руки, хотя проще всего поэкспериментировать со смешиванием такого протеина с чем-то еще. Для изменения вкуса, например, хорошо подходят изотоники-порошки.

* * *

В последнее время в Интернете рекламируют продажу сывороточного белка мешками по 20 кг. Речь идет именно о сырьевом белке, который используют для приготовления протеинов - более сложных смесей в меньшей расфасовке. Крупные партии сырья по-английски называются bulk. Покупка «балкового» белка - нормальный выбор, и принципы выбора будут те же самые: цена и качество. Избегать стоит только покупки балкового белка вразвес, потому что в ваш пакет может попасть слишком много бацилл и желудок «подрасстроится». А так - дело вкуса: кто-то покупает картошку у цыган мешками по осени («балком»), а кто-то - в магазине по 2 кг за раз (мелкой розницей). Каждому своё. В плане картошки я, например, отношусь ко второму типу.

Другое дело, что балковые компоненты позволяют заняться качковской кулинарией - самостоятельным составлением протеинов, гейнеров, предтренировочников и т.д. И для этого выпускаются даже «балковые бренды». Но это отдельная тема.

sport nutrition 2.jpg

(Опубликовано в Muscle&Fitness, № 1, 2014, стр. 68)

© 2013 - 2014 www.HardMuscles.ru Все права защищены.

www.OOMKA.ru - создание сайтов, интернет-магазинов, редизайн, наполнение, поддержка, продвижение